Современная Япония − яркий пример страны, в которой высокий уровень экономики, научно-технический прогресс и современный, в целом, образ жизни сочетаются с сохранением религиозных традиций у значительной части населения, с наличием большого числа религиозных институтов, оказывающих заметное влияние на общественную жизнь.
Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это, прежде всего:
− синтоизм (синто) – национальная религия японцев;
− традиционные школы буддизма, сформировавшиеся на японской почве в периоды раннего и развитого средневековья; христианство, впервые проникшее в Японию в середине XVI в.;
− новые религии (или новые общественно-религиозные движения), представляющие собой обновленческую струю в религии.
Помимо перечисленных течений, вне рамок организованных религиозных групп, сохраняются многие народные верования, восходящие к глубокой древности. Именно эти верования и связанные с ними суеверия и предрассудки наиболее широко распространены в массе народа.
Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия и взаимовлияния местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Ни один из элементов, участвовавших в этом процессе, не сохранился в чистом виде до наших дней. Конфуцианство и даосизм ныне вообще не существуют в Японии как отдельные религиозные традиции. Однако современный синтоизм немыслим без заимствований из конфуцианства, а многочисленные народные верования и суеверия сложились под влиянием даосизма. Элементы даосизма и конфуцианства вошли составной частью в практику японского буддизма. Синтоизм не только явился вместилищем локальных культов, но и формировался под сильным влиянием всех трех привнесенных из-за рубежа течений, особенно буддизма.
Специфика формирования религиозных представлений японцев предполагает наличие ряда общих черт, характерных для большинства верующих, независимо от того, к какой конфессии каждый из них причисляет себя. Это в первую очередь ярко выраженный синкретизм, проявляющийся в том, что различные религиозные традиции не существуют обособленно, а, как правило, мирно уживаются в религиозной практике одной и той же семьи или даже одного и того же лица. Для подавляющего большинства верующих характерна принадлежность одновременно к синто и одной из традиционных школ буддизма, хотя нередки случаи, когда приверженец синто-буддийского комплекса является также адептом одной из новых религий.
Общими для всех конфессий, за исключением христианства, являются такие черты, как культ предков, представления о преемственности между человеком и божеством, что обусловливает практику обожествления людей после смерти, устойчивая вера в существование душ усопших. Все религиозные течения придают повышенное значение обрядности, в частности ритуалу очищения. Широко распространены религиозные по своему происхождению местные праздники и индивидуальные культы, исповедуемые без посредничества священнослужителя. Обращает на себя внимание и связь религии с повседневной жизнью (посещение верующими культовых учреждений в определенные моменты их жизни, ориентация отдельных учреждений такого рода, независимо от их принадлежности к религиозным течениям, на определенные группы населения, выделяемые по производственному признаку: крестьян, рыбаков, ремесленников какой-либо конкретной профессии).
Отношение японцев к религии сложно и противоречиво. По данным опросов общественного мнения, лица, причисляющие себя к тому или иному религиозному течению, составляют лишь треть населения. В то же время, как правило, свыше половины опрошенных демонстрируют приверженность к таким религиозным предрассудкам, как вера в сверхъестественное, в загробную жизнь и т.п. Наконец, не менее 70% лиц, не причисляющих себя ни к одному из религиозных течений, не только не отрицают религию, но и признают за ней важное место в духовной жизни человека.
Самым же существенным является то, что большинство японцев, включая многих из тех, кто считает себя неверующими, связаны с внешней обрядовой стороной религии, периодически прибегают к посредничеству религиозных институтов, участвуют в их деятельности, подчас не сознавая ее религиозный характер. Типичными примерами этого служат массовые новогодние паломничества в синтоистские святилища и буддийские храмы, в которых принимает участие до 2/3 населения, обязательные синтоистские обряды при проведении строительных работ, открытии предприятий, магазинов и т.п. Значительная часть свадебных обрядов отправляется с участием синтоистского священника. В храмовых праздниках активно участвует и молодежь, хотя процент верующих среди молодежи гораздо ниже средних показателей. Обряды поминально-заупокойного культа, за редким исключением, отправляются в буддийских храмах.
Приверженность большинства населения тем или иным обрядам служит одним из важнейших факторов, обусловливающих сохранение влияния религиозных институтов, в первую очередь синтоизма и традиционных школ буддизма, в жизни японского народа. Всего насчитывается примерно 500 религиозных объединений, зарегистрированных либо в министерстве просвещения, либо властями той или иной префектуры. Около 5,8 тыс. культовых учреждений не входят ни в одно из объединений, представляют собой самостоятельные «религиозные юридические лица». Среди них − известные храмы и святилища, такие, как, например, Ясукуни, получивший известность как центр милитаристской и шовинистической пропаганды. Общее число культовых сооружений (святилища, храмы, церкви и молельные дома различных конфессий) достигает 230 тыс. Число служителей культа составляет 655 тыс.
Самую многочисленную группу религиозных объединений − 40% общего числа (т.е. примерно 200) − составляют буддийские, включая новые общественно-религиозные движения, связанные происхождением с традиционными школами буддизма, 36,2% − синтоистские объединения, 16,8% − христианские и 7% − прочие, в число которых входят преимущественно новые общественно-религиозные движения, непосредственно не связанные происхождением с буддизмом или синто. В эту же категорию официальная статистика включает несколько небольших групп верующих мусульман.
Религиозные организации активно участвуют в таких сферах общественной жизни, как образование, культура, социальное обеспечение. В их ведении находится 30% всех частных детских садов, 56% начальных школ, соответственно 36 и 26% средних школ первой и второй ступеней, 31% колледжей, 25% университетовтов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов, домов инвалидов и т.п. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями (8,5% общего числа), библиотеками, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. По масштабам издательской деятельности такие организации, как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Сэйтё-но иэ, стоят в одном ряду с крупнейшими издательскими центрами страны.
Начиная с 60-х гг. активизируется участие религиозных организаций в политике. Сока гаккай в 1964 г. создала партию Комэйто (Партия чистой политики), ставшую второй по числу депутатов парламента оппозиционной партией. Другие религиозные организации своих политических партий не имеют, что, однако, не исключает их участия в политической борьбе. Чаще всего это находит выражение в оказании организованной поддержки в ходе избирательных кампаний кандидатам правящей Либерально-демократической партии и отчасти − реформистской Партии демократического социализма. ЛДП проявляет особый интерес к сотрудничеству с руководством новых общественно-религиозных движений, поддержка со стороны которых в силу их больших организационных возможностей более результативна.
До недавнего времени подавляющее большинство религиозных организаций почти не участвовало в антивоенном движении. Исключение составляла небольшая буддийская группа Ни-хондзан мёходзи (Японская буддийская община), выступления которой в защиту мира известны далеко за пределами Японии. Однако по мере обострения международной обстановки из-за угрозы ядерной войны, особенно с 70-х гг., все большее число религиозных организаций вовлекается в антивоенное движение. Наибольшую активность в этом плане проявляют некоторые христианские объединения, часть организаций новых общественно-религиозных движений (Сока гаккай, Риссё косэй кай), в меньшей степени − организации традиционных школ буддизма. Наименее заметно участие в антивоенном движении синтоистского духовенства, традиционно ориентирующегося на правые силы в японской политике.