Черная металлургия в Японии
Черная металлургия – одна из старых отраслей индустрии, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии, по крайней мере на протяжении последних десятилетий, она была и остается одной из важных отраслей международной специализации.
Важной чертой японской черной металлургии является высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование крупных металлургических районов, которые располагаются на морском побережье. Самый старый из них – Китакюсю – на севере о. Кюсю. Город Китакюсю был образован в 1963 г. путем слияния нескольких промышленных центров, в одном из которых (Явате) еще в конце XIX века был построен металлургический комбинат, ориентированный на каменный уголь самого крупного на Японских островах угольного бассейна.
Машиностроение в Японии
Размещение машиностроения в Японии отличается дисперсностью. Но все же главные машиностроительные районы сформировались в пределах трех самых больших городских агломераций, то есть вокруг Токио, Осаки и Нагои. Каждый из них имеет разнообразное, многопрофильное машиностроение. Но это не исключает того, что у некоторых ведущих отраслей есть свои особенности. Например, по судостроению особо выделяются Иокогама, Кобе, Куре, Нагасаки. В автомобилестроении лидирует район Нагои («Тоёта»). А вот для электронной промышленности такой ведущий район определить довольно трудно: в 20 из 47 префектур страны она опережает все другие отрасли обрабатывающей индустрии. Но в целом предприятия этой отрасли ориентируются в первую очередь на крупные города мегалополиса Токайдо. Впрочем, некоторое исключение из общего правила являет собой о. Кюсю, где именно электроника стала ключевой отраслью еще в 1980-х годах.
Рыболовство в Японии
Морское рыболовство в Японии принято подразделять на прибрежное, морское и океаническое.
Прибрежное рыболовство осуществляется в основном в пределах 12-имльной зоны с использованием тралов, сетей, неводов и небольших судов. Фактически оно ведется вдоль всей береговой линии, но все же некоторые участки побережья выделяются особо. Это прежде всего побережья Хоккайдо, северо-восточной части Хонсю, западной части Хонсю, где расположен крупнейший рыболовный порт страны – Симоносеки, и островов Сикоку и Кюсю, где много удобных естественных бухт, а температура морской воды даже зимой не опускается ниже 20º С.
Морское рыболовство осуществляется в основном среднетоннажными судами (св. 10 т) в 200-мильной экономической зоне Японии. Поскольку дуга Японских островов протягивается с севера на юг почти на 3,5 тыс. км – вместе с островами Рюкю, – структура уловов в разных частях зоны различается довольно сильно. В водах теплого течения Куросио, приходящего с юга к тихоокеанскому флангу Японии, ловятся тунец, макрель, сардина, в водах холодного течения Оясио на северном фланге – преимущественно сельдь, а также макрель, треска, другие виды рыбы.
Океаническое (экспедиционное) рыболовство осуществляется в открытом море и в 200-мильных зонах иностранных государств с использованием наиболее производительного крупнотоннажного флота.
В настоящее время в Японии особенно возрастает роль марикультуры, с которым все чаще связывают основные перспективы японского рыболовства. Здесь развиты самые разнообразные виды марикультуры, созданы искусственные нерестилища, рыбные «пастбища». Осуществлена программа создания искусственных рифов, благодаря которым улов в прибрежных водах уже увеличился вдвое. Районы, пригодные для марикультуры. В основном находятся в защищенных от волнения в прибрежных водах с благоприятным режимом течений. Например, именно марикультура обеспечивает всю добычу устриц, жемчуга, основную часть – креветок, гребешков, морского карася и других ценных видов. Морскую капусту с подводных плантаций используют в пищу и для получения йода. Особенно впечатляют японские опыты по восстановлению лососевого стада и по расширению традиционного жемчужного промысла.
Государственная программа развития марикультуры предусматривает также создание в ближайшее время около 200 рыбозаводов и отведение под различные виды марикультуры около 30 млн га прибрежных акваторий, что в 30 раз превышает площадь акваторий, используемых ныне.
Какие факторы способствовали развитию экономики Японии? Во-первых, относительная дешевизна рабочей силы при ее высоком качестве. Во-вторых, отсутствие значительных военных расходов. В-третьих, низкие цены на мировых рынках сырья и топлива в послевоенные годы. В-четвертых, высокая эффективность государственного регулирования экономического развития.