Путешествия

Пятница, 29.03.2024, 09:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Философия в Японии | Регистрация | Вход

Поражение милитаристской Японии во Второй мировой войне нанесло серьезный удар по всей системе националистической идеологии, господствовавшей в стране в течение десятилетий. Это создало возможность плюралистического подхода к идеологии и, в частности, благоприятные условия для возрождения и активизации различных направлений общественной мысли, включая марксизм. Пересмотру с материалистических позиций подверглась практически вся духовная жизнь страны. В дальнейшем, по мере укрепления экономики страны, признания за рубежом ее экономических и научно-технических достижений, начался процесс возрождения националистической мысли. Среди основных направлений философской и общественной мысли в целом в послевоенный период − «киотская школа» и экзистенциализм, «школа японологии», прагматизм, аналитическая философия и материалистическая философия.

В возрожденную «киотскую школу», представители которой в последние годы войны подвергались преследованиям со стороны милитаристского государства, вошли также некоторые правые пропагандисты «философии японского духа», «японизма» и т.п. Наиболее крупной фигурой школы был X. Танабэ, ранее относившийся к школе «всемирно-исторической философии». Танабэ выступил с утверждением, что ответственность за прошлое несут «все мыслители вместе со всем народом». Представители «киотской школы» в этот период тяготели к правому крылу экзистенциализма − М. Косака, К. Ниситани, И. Кояма. К ним примыкает М. Танака. При определенном разнообразии взглядов деятелей этой школы для них характерны новые попытки «синтеза» японской или, шире, восточной мысли с западным экзистенциализмом. Некоторые из них (К. Ниситани и др.) продолжали развивать положение о «превосходстве» «вост. мышления». Эти тенденции позже привели к созданию отдельной «школы японологии». К «киотской школе» примыкали и т. н. «старые либералисты», позиции которых характеризовались умеренным консерватизмом (Т. Амано, Т. Вацудзи).

Так называемая «школа японологии» объединяет философов, занима­ющихся разработкой специфически толкуемой «теории японской культуры», или «теории японца». Окончательно это направление оформилось в 1985 г., когда был создан Институт японологии в Киото. Оно восприняло традиции прежней «киотской школы», присоединив к себе часть бывших экзистенциалистов. Ведущие представители школы − Т. Умэхара, С. Камияма, Т. Кувабара, Т. Умэдзао, К. Иманиси, С. Каидзука. При всем разнообразии тематики и методики, к которой обращаются эти авторы, их объединяет поиск «специфически японского» в противопоставлении остальному миру. Возрождение тезиса о японской «исключительности» вызывает возражения не только среди левой и оппозиционной части философов. Так, известный специалист по вопросам организации производства, в прошлом один из руководителей компании Мацусита Дэнки X. Карацу утверждает, что разговор о «специфике» японского предпринимательства ведется лишь на тех предприятиях, где существуют трудные проблемы между рабочими и предпринимателями. Он также считает, что подчеркивание «специфики» вызывает в других странах ощущение угрозы.

В 1948 г. было сформировано Общество изучения науки о мысли (К. Цуруми, С. Цуруми и др.), в котором объединились представители левого крыла прагматистов и некоторые марксисты. Общество ставило своей целью пропаганду рационального мышления, критически относилось к казенному академизму и к иррациональным философским системам довоенного и военного времени. С самого начала образовалось две группировки в рядах этого направления: токийская группа, объединившаяся вокруг журнала «Мысль» («Сисо»), и киотская группа во главе с Т. Кувабарой. Первоначально в этих группах осуществлялось сотрудничество между прагматистами и марксистами в общественной деятельности. Отдельную школу прагматизма составили представители аналитической философии, испытавшие значительное влияние американской философской мысли того времени (С. Уэда, К. Накамура, Т. Хирано, Т. Синохара, М. Ито и др.). Представители аналитической философии исходят из того, что все существующие течения мысли, включая марксизм, могут быть преодолены аналитической философией, т.к. последняя деидеологизирована и представляет собой «фундаментальную метатеорию».

Изменение обстановки в стране в послевоенный период, в частности развитие рабочего движения, способствовало распространению идей материалистической философии. Философы, относившие себя к лагерю материалистов, объединились в таких организациях, как Институт по изучению материализма, Ассоциация демократических ученых и др. Стали выходить журналы «Юйбуцурон кэнкю» («Изучение материализма»), «Рирон» («Теория») и др. Большое значение имел выход в свет работ двух наиболее известных философов-марксистов: Д. Тосаки и X. Наготы, в которых подводились итоги достижений материалистической философии довоенного и отчасти военного времени. Основное внимание философов-материалистов в этот период было посвящено критике исходных позиций японской идеалистической философии, в частности «философии Нисиды» и «философии Танаки», и изложению принципиальных положений диа­лектического материализма. Важную роль сыграли книги Ё. Кодзаи, К. Мори, Т. Мацуо, С. Амакасу, X. Ямады и др.

В начале 50-х гг. произошел раскол левых сил страны, который привел к размежеванию между учеными по принципу принадлежности к той или иной партии или политической группировке. В этот период имел место ряд дискуссий по вопросам материалистической философии. Представители так называемой «теории субъективности», или «субъективного материализма», критиковали теорию старых материалистов как объективистскую и механи­стическую. С философской точки зрения это течение представляло собой экзистенциалистскую ревизию марксизма. Наиболее крупными представителями этого направления были К. Умэмото и К. Танака. В этот же период появилась «теория мирного сосуществования в области идеологии», сторонники которой, отодвигая на второй план противоположность между материализмом и идеализмом, призывали к созданию новой «философии демократизма». Особенно резкой критике традиционный марксизм подвергался в работах М. Ямады. При всей противоречивости работ М. Ямады в них немало проницательных наблюдений, отражающих поиски новых подходов.

Вторая половина 50-х − 60-е гг. характеризуются известной кон­солидацией философов-марксистов. Этому, в частности, способствовала критика культа личности в Советском Союзе. В эти годы было создано значительное число работ по истории японской мысли, написанных с материалистических позиций (Т. Ои, С. Тояма, X. Саигуса, X. Ивасаки).

События и перемены в России и странах бывшего Советского союза, а также странах Восточной Европы вызвали новую дискуссию о роли и судьбе марксизма. В ней прослеживаются определенные тенденции. В отличие от других капиталистических стран философы-марксисты в Японии занимают достаточно сильные позиции. Это признают даже их традиционные противники. Кроме того, первые отклики на эти события характеризовались больше партийным размежеванием, чем научным анализом: «сделан окончательный выбор в борьбе двух систем» (ЛДП),«крах коммунизма» (ПДС), «распад и крах социализма сов. типа» (КПЯ), «победа социал-демократизма, поиск новых форм социализма» (СПЯ). На фоне многолетней антикоммунистической пропаганды в средствах печати нынешняя полемика парадоксальным образом ведет к повышению интереса к марксистской мысли. Как отмечал профессор Иокогамского университета С. Кисимото, «идеи Маркса и Ленина в своей основе были направлены на материальное и духовное освобождение личности, обеспечение ее свободного развития. В этом смысле они бессмертны».

Меню сайта

Личный кабинет

Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:09:19

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Часики

Друзья сайта

Скрипты для uCoz, шаблоны для uCoz, Все для uCoz

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0