Индуизм
83% населения Индии исповедуют индуизм. Эта религия возникла из слияния анимистических представлений, древней культуры дравидов и верований индоарийских народов.
Индус верит в странствия души (сансара), перевоплощающейся после смерти в разные живые существа до тех пор, пока не обретет конечного освобождения. Сумма поступков, совершенных при жизни по закону кармы, оценивается не в ином мире, где есть Рай или Ад, а в следующей жизни. Событиями управляет вечный закон (дхарма), неизменный и необходимый для поддержания космического миропорядка.
Согласно традиционным представлениям, спасения можно достичь благочестием, прилежанием в молитве и паломничеством, а с религиозно-философской точки зрения – только путем освобождения атмана (человеческой души, в которой проявляется божественная сущность) и слияния его с брахманом (мировой душой). Чтобы прийти к праединству универсума (макрокосм) и человека (микрокосм), необходимо приобретение духовного опыта через йогу и медитацию.
В индуизме не существует организованной церкви и обучением, поэтому здесь важны отношения между гуру (учителем) и шишья (учеником).
Анимизм
Обожествление природы и природных явлений было свойственно людям в далекой древности. Но и теперь в индусском пантеоне прочное место занимают Сурья (бог солнца), Чандра (бог луны), Индра (бог дождя), Вайю (бог ветра), Кама (бог любви) и Агни (бог огня). С другой стороны, в сравнении с Шивой, Вишну, Брахмой они играют второстепенные роли. И все же почитание природы, имеющее истоком первобытный анимизм, в Индии очень распространено.
Буддизм
Буддизм возник на территории Индии в V в. до н. э. Его основателем называют Будду Шакьямуни, принца Сиддхартху Гаутаму. По преданию, принц, увидев страдания болезней, старости и смерти живых существ, оставил жизнь в роскоши и посвятил себя духовной практике. В местечке Бодх-Гайя, на востоке Индии, он достиг Просветления. С любовью и состраданием Будда передавал эти знания своим ученикам. Его первой проповедью было Учение о Четырех Благородных Истинах: о страдании, причине страдания, прекращении страдания и о пути, ведущем к прекращению страдания. Согласно учению Будды, Просветления может достичь любое живое существо.
Хотя родиной буддизма и является Индия, к XI в. он был вытеснен индуизмом. Однако ежегодно тысячи паломников едут в Индию, чтобы посетить священные места, связанные с Буддой Шакьямуни. Это Бодх-Гайя (штат Бихар) − место его Просветления, Сарнатх (штат Уттар-Прадеш), Раджгир (штат Бихар), Сравасти (Уттар-Прадеш) и Вайшали (штат Бихар) − места важнейших Учений; Кушинагар (штат Уттар-Прадеш) − место кремации Будды. Еще одно почитаемое буддистами место в Индии − город Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш). В результате китайской оккупации Тибета, репрессий и «культурной революции» тысячи тибетцев были вынуждены бежать из своей страны в Непал и Индию. В 1960 г. в Дхарамсале обосновалось Тибетское правительство в изгнании во главе с Далай-Ламой XIV. Каждый год (февраль-март) глава тибетских буддистов читает здесь публичные лекции. В Дхарамсале действуют институты и учебные центры, которые предлагают курсы по тибетскому языку и истории тибетского буддизма, по медитации и тибетской медицине, астрологии и изобразительному искусству.
Джайнизм
В VI в. до н. э. современник Будды по имени Махавира («великий герой») провозгласил основы учения о спасении души, основанного на отказе от мира. Он утверждал, что, только преодолев все земные искушения, человек может освободиться от «круговорота бытия», т.е. реинкарнаций, стать победителем (джина) самого себя и уйти в нирвану. Джайнизм призывал к ненасилию (ахимса), что и стало основным принципом этого вероучения, признающего равную ценность жизни всех живых существ.
Образцом для подражания служат 24 тиртханкара (учителя джайнизма, почитающиеся как высшие божества); Махавира, последний из них, − историческое лицо. Уже 2000 лет существуют два ордена джайнов: дигамбары («одетые в воздух», или «одетые в небо») и шветамбары («одетые в белое»); впрочем, их религиозные принципы различаются мало.
Ислам
«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» − так звучит мусульманский «символ веры». Ислам – учение о божественном откровении, восходящее к последнему пророку − Мухаммеду.
Главные принципы мусульманской религии изложены в Коране, состоящем из 114 глав (сур). Коран содержит проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Самые ранние сохранившиеся списки датируются рубежом VII−VIII вв.
В 610 г. Мухаммеду, достигшему 40-летнего возраста, явился Архангел Джебраил. Последующие откровения снизошли на него через 20 лет. Слово «ислам» означает «покорность Аллаху». Пять «столпов ислама» составляют: исповедание единого Бога и пророческой миссии Мухаммеда, ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, добровольная милостыня и паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Коран является также источником многих философских и мистических учений. В Индии широко распространена мистическая версия ислама – суфизм.
Следует заметить, что приверженцы суфизма встречаются повсюду − от Северной Африки до Северной Индии, хотя это учение зародилось на Ближнем Востоке и в Персии. Согласно философии суфизма, к познанию Бога ведут только отказ от мира и преданность Богу. Вера в чудо, толерантность в оценке мистического опыта других религий в Индии попадают на благодатную почву. А потому ничего удивительного, что суфии-старцы (лиры или шейхи) аскеты-6родяги (факиры) почитаются также и последователями других религий. Духовный путь к слиянию с Богом (тарикат) у суфиев осуществляется под руководством наставника. Наиболее крупным представителем индийского суфизма являлся шейх Салим, принадлежавший к братству Чишти (известен под именем Салим Чишти); именно он предсказал Акбару, правителю-Моголу, рождение сына Салима, который с 1605 г. правил под именем Джахан-гир. Даже в наши дни бездетные женщины, индуски и мусульманки, молят суфия у его гроба даровать им ребенка.
Сикхизм
Религия сикхов возникла в XVI в. В 1469 г. в Талванди близ Лахора (Пакистан) родился будущий основатель религии – гуру Нанак. Его учение представляет собой смесь индуизма и ислама. Монотеизм, отрицание идолопоклонства и каст, имеет корни в исламе; вера в странствия души и реинкарнацию, а также в духовную очистительную силу воды – в индуизме. Необходимость в учителе (гуру) также связана с древнеиндийскими верованиями.
Слово «сикх» употреблялось по отношению к ученикам гуру Нанака, первого из десяти учителей. Основы о вероучения изложены в «Грантх Сахиб», священной книге сикхов; эта книга во всех сикхских храмах (гурудвара) является основным объектом поклонения.
Последний гуру, Гобинд Сингх (1666−1708), преобразовал братство сикхов в организацию военного толка − кхалса (чистые). С этой поры сикхи должны были отличаться от иноверцев наличием у каждого пяти предметов, название которых начинается с буквы «к»: кирпан (кинжал), каша (деревянный гребень), кара (железный браслет), качха (короткие подштанники) и кеш (несостригаемые волосы на голове и несбриваемая борода). Стричь волосы им вообще запрещено, мужчины убирают их под тюрбаны. Курение и употребление алкоголя осуждаются. О принадлежности к сикхам свидетельствуют следующие за личным именем приставки: «Сингх» (лев) − у мужчин и «Каур» (львица) − у женщин. Все люди признаются равными. Женщина в сикхизме пользуется большим уважением и свободой по сравнению с другими индийскими религиями.
Парсы
Во время молитвы парс смотрит на огонь, будто бы принесенный с неба самим Заратустрой. Наряду с огнем парсы чтят землю и воду. Осквернение этих первоэлементов не допускается нормами, запечатленными Заратустрой в священной «Авесте». Согласно этим представлениям, недопустимо захоронение умерших в земле и огне, поэтому парсы и в наши дни хоронят их «в воздухе», в Башнях Молчания, отдавая на съедение грифам.