Первые школы в Японии появились в VI в. при буддийских монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. В начале VIII в. был принят первый законодательный акт по образованию, согласно которому было начато создание системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали до XIII в. − начала феодальной раздробленности. В это время крупные феодалы при своих поместьях стали создавать клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу, этикет. Образование простого народа сводилось к формированию трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи синтоистских молитв.
Развитие торговли и ремесел привело к созданию в середине XVII в. храмовых школ (тэракоя) для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, где обучали грамоте, счету и ручному труду.
К середине XIX в. ускоренное развитие капитализма потребовало повышения уровня образования населения. После незавершенной буржуазной революции Мэйдзи были приняты законы, определившие создание единой централизованной системы образования. Было введено обязательное начальное образование. Для среднего образования этого периода характерно многообразие типов школ: мужские и женские, общеобразовательные и профессиональные, «тупиковые» и готовящие к продолжению образования. Были созданы университеты.
Вступление японского капитализма в империалистическую стадию предопределило усиление реакционных тенденций и в области образования. Был опубликован «Императорский эдикт о воспитании и образовании» (1890). Эдикт определил основные направления воспитания и образования.
В годы 2-й мировой войны воспитание в школе было направлено на формирование у детей безграничной веры в божественную миссию Японии в Юго-Восточной Азии, воспитание у них фанатической преданности императору. С целью сохранить идейное влияние на молодежь, а также обеспечить ее военную подготовку были организованы «молодежные школы» по образцу «народных школ» фашистской Германии. Получили широкое распространение идеи немецкой фашистской педагогики.
После разгрома японского милитаризма была проведена реформа школы. Были расширены сроки обязательного обучения, введено совместное обучение, уничтожены «тупиковые» школы, передано местным органам народного образования управление школьным делом, провозглашен ряд демократических принципов (равенство образовательных возможностей, всеобщность, бесплатность, светский характер образования).
Принятая в 1947 г. система школьного образования включает 6-летнюю начальную школу, 3-летнюю младшую и 3-летнюю старшую среднюю школу. Обучение начинается с 6 лет. Начальную и младшую среднюю школу, входящие в систему обязательного образования, посещают 99% детей данного возраста. В старшую среднюю поступает около 94% выпускников 9-летней обязательной школы. Существуют государственные, муниципальные, частные учебные заведения, особенно много частных детских садов (58,3%) и высших учебных заведений (72,9%).
Действующая система образования регулируется статьями конституции Японии (ст. 26), Основным законом об образовании (1947), Законом о школьном образовании с многочисленными изменениями и дополнениями и рядом других законов, определяющих школьную структуру, содержание образования, финансирование, управление, статус педагогического персонала, процедуру издания учебников и т.д. Управление системой образования осуществляется как центр, органами (Министерством просвещения − Монбусё), так и местными (префектурными и муниципальными комитетами − кёику иинкай).
На финансирование системы образования в Японии расходуется 6,4% национального дохода, что составляет 18,8% государственного бюджета страны. Доля государства в расходах на образование составляет 25%, остальная часть покрывается из местных средств. Государственные школы финансируются непосредственно Министерством просвещения, а префектурные и муниципальные − из средств местных бюджетов; следовательно, материальное положение школ зависит от степени экономического развития, богатства или бедности префектуры или муниципалитета, что создает далеко не одинаковые возможности населению для получения образования.
Дошкольное воспитание детей в возрасте с 3 до 5 лет осуществляется в детских садах (ётиэн), значительная часть которых – частные, в них воспитывается 77,4% детей. Дошкольным воспитанием охвачены 60% детей данного возраста. Задачей детских садов является умственное и физическое воспитание детей, привитие навыков общения и подготовка к школе. В связи с попытками перехода на более ранние сроки начала школьного обучения наметилась тенденция к достижению полного охвата детей 4−5 лет с целью постепенного создания школы для малышей.
Начальная школа (сёгакко) − срок обучения 6 лет для детей от 6 до 12 лет. Государственный учебный план включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру и, начиная с 5-го класса, домоводство для девочек и мальчиков. Недельная нагрузка − от 24 до 29 ч в зависимости от года обучения. Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку (кана), однако иероглифической письменностью овладевают недостаточно; за 6 лет они постигают около 1 тыс. иероглифов, а для чтения газеты необходимо знать 2,5 тыс. При изучении обществоведения учащиеся получают отдельные сведения по географии, истории, а также знакомятся с правилами пользования библиотекой, уличного движения. В курсе естествознания даются элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке. На занятиях по математике учащиеся изучают арифметические действия, получают элементарные сведения по геометрии (измерение и сравнение отрезков, измерение площадей, понятие угла, простейшие геометрические фигуры).
Младшая средняя школа (тюгакко) − срок обучения 3 года для детей 12−15 лет, является 1-й ступенью среднего образования. Учебный план состоит из обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательные предметы: родной язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразительное искусство, физкультура, основы производства (для мальчиков), домоводство (для девочек). Предметы по выбору: иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные курсы музыки, физкультуры, искусства. Недельная нагрузка − 30 ч.
На уроках родного языка совершенствуется грамотность, количество иероглифов не лимитируется, но достигает 2 тысяч. Вместе с изучением грамматики учащиеся практикуются в составлении докладов, отчетов, учатся вести дневник.
В учебных планах отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изучаются синтетические курсы естествознания и обществоведения.
Предусматривается также дифференцированное преподавание химии, физики, биологии, географии, истории (в течение года каждый), однако столь ограниченное время, отводимое на изучение этих предметов, приводит к схематизму и фрагментарности знаний.
В системе обязательного образования существует сеть школ для детей с недостатками умственного и физического развития.
Старшая средняя школа (кото гакко) − срок обучения 3 года для юношей и девушек 15−18 лет (не является обязательной, обучение платное). Для поступления необходимо сдать вступительный экзамен. Поступает около 94% выпускников обязательной школы. Широкое распространение полного среднего образования объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников обязательной школы, престижем образования в обществе. Старшая средняя школа делится на общеобразовательное и профессиональное отделения.
Общеобразовательное отделение имеет потоки, или ориентированные на подготовку к поступлению в высшую школу, или предназначенные для учащихся, которые решили ограничить свое образование старшей средней школой. В рамках этих потоков возможны варианты учебных планов с уклоном в гуманитарные или естественнонаучные предметы. Учебный план включает в себя японский язык, классическую литературу, политэкономию, историю Японии, всемирную историю, географию, математику, физику, химию, биологию, физкультуру, изобразительное искусство, музыку, иностранный язык, основы производства (для юношей), домоводство (для девушек). Недельная нагрузка − 34−36 ч.
Профессиональное отделение может иметь 5 потоков: технологический, сельскохозяйственный, морского промысла, коммерческий, домоводства. Все потоки (кроме коммерческого) имеют также и более узкую специализацию. На сельскохозяйственном потоке это − земледелие, животноводство, садоводство и т.д.; на технологическом − электротехника, металлообработка, обработка дерева и т.д. Всего в Японии насчитывается более 90 программ по различным направлениям в рамках четырех основных потоков. Выбор программ в каждой школе ограничен двумя − тремя. На профессиональном отделении 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются не только в меньшем объеме, но и по упрощенным программам. Низкий уровень общеобразовательной подготовки не дает возможности его выпускникам продолжать образование в высшей школе. Окончание профессионального отделения не фиксируется присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получения работы. Все это привело к падению престижа профессиональных отделений.
Существует небольшое количество вечерних и заочных школ; число учащихся в них составляет только 6% всех учащихся старших средних школ.
Профессионально-техническое образование осуществляется школами различных типов. Имеется профессиональная школа (какусю гакко) со сроком обучения от нескольких месяцев до 1−2 лет. 50% студентов составляют девушки, 97% таких школ − частные учебные заведения. Однако из-за «неупорядоченности» обучения в этих школах, выражающейся в отсутствии четко установленных сроков обучения, в слабой стандартизации содержания образования, в сложности предъявления одинаковых профессиональных требований к выпускникам различных школ, этот тип школы весьма условно относят к системе профессионально-технического образования.
С 1962 г. подготовку среднетехнических кадров на базе 9-летней обязательной школы ведут 5-летние технические колледжи (кото сэнмон гакко), дающие подготовку высокого уровня по 20 специальностям инженерного профиля. Большинство технических колледжей являются государственными учебными заведениями, пользующимися популярностью, со значительным конкурсом при поступлении, с относительно доступной платой за обучение и гарантией трудоустройства после окончания.
С 1976 г. начали действовать школы специальной подготовки (сэнсю гакко) двух типов: 1−4 годичные на базе обязательной школы (кото сэнсю гакко) и 1−2 годичные на базе старшей средней школы (сэнмон гакко). Большинство этих школ (89%) принадлежит частным фирмам и корпорациям, что определяет их хорошее материальное положение и техническое обеспечение и в значительной мере влияет на будущее трудоустройство выпускников. Недельная нагрузка − 40 ч.
Подготовка квалифицированных рабочих в Японии осуществляется в учебных центрах при корпорациях путем интенсивного индивидуально-группового обучения на основе общеобразовательной подготовки, которую дает школа.
Высшее образование осуществляется университетами и институтами (их общее название − дайгаку) на базе полной средней школы со сроком обучения 4 года (6 лет на медицинских факультетах).
Дайгаку бывают двух типов: состоящие из произвольной комбинации различных факультетов и специализированные (технологические, медицинские, педагогические и др.). Только 65 из них имеют вечерние отделения.
Крупнейшие государственные университеты: Токийский (основан в 1877 г., 18 тыс. студентов, 11 факультетов), Киото (1897 г., 15 тыс., 10 факультетов), Осака (1931 г., 12 тыс., 10 факуьтетов), Хоккайдо (1872 г., 11 тыс., 11 факультетов), Тохоку (1907 г., 12 тыс., 4 факульета). Из частных наиболее известны токийские университеты: Нихон (основан в 1889 г., 94 тыс. студентов, 13 факультетов), Васэда (1882 г., 41 тыс., 7 факультетов), Тюо (1885 г., 35 тыс., 5 факультетов), Мэйдзи (1923 г., 33 тыс., 8 факультетов), Токай (1946 г., 27 тыс., 9 факультетов), Кансайский университет в г. Осаке (1886 г., 23 тыс., 6 факультетов).
Имеется значительное количество «карликовых» высших учебных заведений (200−300 студентов, 1−2 факультета).
Во время обучения в течение двух первых лет студенты получают обширную общеобразовательную подготовку по избранной специальности, в последние два года имеют специализацию.
Учебный план включает в себя обязательные дисциплины и предметы по выбору, значимость и объем которых оценивается специальными зачетными единицами. За основу берется число часов, отводимых на изучение данной дисциплины. Регламентируются не только аудиторные занятия, но и самостоятельная работа студентов. Для окончания вуза студент должен набрать определенное количество зачетных единиц за изучение дисциплин. Нормативы устанавливает Министерство просвещения.
С 1950 г. в системе образования функционируют младшие колледжи (танки дайгаку) с 2−3-летним сроком обучения на базе средней школы. Юридически они относятся к высшему образованию, но небольшие сроки обучения и фактическая подготовка не соответствует уровню высшей школы. 83,9% младших колледжей − частные, 91% студентов составляют девушки. Половина студентов учится на отделениях домоводства, общей культуры, ухода за детьми, 23,6% − на отделениях подготовки воспитателей детских садов и учителей начальной школы. В Японии младшие колледжи рассматривают как особый вид женского высшего образования.
Подготовка учителей осуществляется педагогическими университетами на факультетах подготовки учителей и педагогических факультетах, педагогических отделениях младших колледжей. Диплом учителя также могут получить студенты и других факультетов при условии некоторой педагогической подготовки.
Учебный план подготовки будущего учителя состоит из общеобразовательного, психолого-педагогического и специального циклов. Общеобразовательный цикл включает набор предметов общественных наук, литературу, географию, японский и иностранный языки, физику, химию, математику, биологию, специальный цикл − предметы, которые учитель будет преподавать в школе. Студенту предлагается широкий выбор не только самих предметов, но и варианты программ (разных по сложности и с уклоном в углубленное изучение отдельных разделов). Педагогический цикл представлен различными предметами, относящимися к педагогике и психологии.
Педагогическая практика проводится в базовых школах под руководством преподавателей этих школ и длится 4−8 недель, сроки практики определяет каждый университет самостоятельно.
Образование взрослых осуществляется путем организации различных краткосрочных курсов, лекториев, семинаров и консультаций.